Дороги России
Интернет-каталог дорожного хозяйства регионов России
ГлавнаяНовостиСтатьиТемыИнтервьюЭкспертыПартнерыКонтакты
Каталог
Органы власти
Предприятия
Отраслевые объединения
Отраслевые СМИ
Эксперты

Календарь событий
Даты предприятий
ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области»
12 ноября 2017
«ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области»»
исполняется 16 лет

Дни рождения
Генеральный директор ЧТЗ - УРАЛТРАК Валерий Михайлович Платонов
29 ноября 2017
Валерий Платонов
Генеральный директор ЧТЗ - УРАЛТРАК

Мероприятия
Все события

Федеральные дорожники: о зимней скользкости, снежном накате, прогнозах, нормативах и сюрпризах
10.12.2014 
После очередного обильного снегопада, на смену которому приходит трескучий мороз, стихают ставшие в последние годы популярными дискуссии о грядущем глобальном потеплении

Мы постепенно возвращаемся к, так сказать, обычным зимам, когда в поте лица приходится трудиться дворникам с лопатой и моторизованным отрядам дорожно-эксплуатационных предприятий, работа которых в особо снежные периоды находится под особо пристальным вниманием как пешеходов, так и водителей.

Какие сюрпризы преподнесет нынешняя зима? Точного ответа на этот вопрос не даст пока и самый прозорливый синоптик. А о том, как к этим метеонеожиданностям подготовились российские дорожные службы, можно узнать уже сейчас.

- Большое количество дорог в Финляндии содержится под снежным накатом с применением гранитной крошки.  Этот экологически чистый метод значительно сокращает эксплуатационные расходы, обеспечивая высокую степень сцепления колес с дорожным покрытием. Что мешает широко применять его в России?

Ю.А. Полосин, заместитель начальника ФКУ Упрдор «Кола»:

- Содержание под снежным накатом не применяется широко из-за отсутствия нормативной базы.

В скандинавских странах на законодательном уровне предусматривается содержание под снежным накатом с обязательным применением автолюбителями шипованных колес, а также использование в зимний период цепей противоскольжения для большегрузного автотранспорта. Там также устанавливаются дополнительные ограничения скоростного режима в зависимости от интенсивности движения и состояния покрытия автодорог. Все эти мероприятия, наряду с применением подсыпки дорог гранитной крошкой, способствуют обеспечению сцепных качеств автомобиля с автодорогой и, соответственно, обеспечивают безопасное движение автотранспорта.

В зимний период 2013-2014 гг. на участке км 1408 - км 1592 автодороги Р-21 «Кола» проводился эксперимент по зимнему содержанию под уплотненным снежным покровом с применением песка крупных фракций.

В результате эксперимента были достигнуты следующие показатели:

-  сокращение количества ДТП на 25 %, а также снижение тяжести последствий ДТП;

-  снижение затрат на приобретение реагентов на зимнее содержание до 60%;

- снижение отрицательного воздействия на экологическую обстановку путем уменьшения количества применяемых реагентов;

- снижение перспективных затрат на ремонт и содержание участка автодороги ориентировочно на 30% за счет сохранения конструкции дорожной одежды и увеличения межремонтных сроков.

ФКУ Упрдор «Кола» разработан Регламент зимнего содержания участков автодорог под уплотненным снежным покровом, которым предусмотрена возможность применения  гранитной крошки при подсыпке дорог. Поэтому при получении и в дальнейшем положительных результатов от проводимого эксперимента в предстоящем зимнем периоде, возможно применение данной методики зимнего содержания на всех участках автодорог с низкой интенсивностью движения.

В.А. Муравьев, начальник отдела организации работ по содержанию и сохранности автомобильных дорог ФКУ «Севзапуправтодор»:

- Если рассматривать подход к зимнему содержанию в Финляндии, то содержание большинства дорог под снежным накатом обусловлено несколькими факторами. Прежде всего, это более стабильные погодные условия в зимний период, с устойчивыми отрицательными температурами и большим количеством снега, переходный тип покрытия, нормативная база, допускающая содержание автомобильных дорог с твердым покрытием под уплотненным снежным покровом. Важно также учитывать уровень подготовки и дисциплинированность водителей. Проецируя эти факторы на Северо-Запад России, и, в частности, на федеральные автомобильные дороги, находящиеся в оперативном управлении ФКУ «Севзапуправтодор», могу сказать, что при той загруженности сети федеральных дорог в нашем регионе осуществлять содержание дорог под снежным  накатом и обеспечивать при этом безопасное движение транспорта при установленных ПДД скоростях движения, практически невозможно. Содержание дорог с малой интенсивностью движения, тем более с переходными типами покрытия, городских улиц небольших населенных пунктов под уплотненным снежным покровом с применением гранитной крошки вполне возможно, опять же с поправкой на погодные условия. Ввиду относительной дороговизны гранитной крошки достижение экономической эффективности ее применения в качестве фрикционного противогололедного материала возможно при строгом соблюдении технологии зимнего содержания. Это влечет за собой необходимость оснащения дорожных предприятий более дорогой специализированной техникой, что в сочетании с немалой стоимостью гранитной крошки и недостаточным объемом финансирования содержания территориальной и муниципальной сети дорог, делает ее использование весьма проблематичным.

С.В. Ручьев, начальник отдела эксплуатации и сохранности автомобильных дорог ФКУ Упрдор «Холмогоры»:

- Большинство федеральных автомобильных дорог содержат без уплотненного снежного покрова или, как называют его пользователи, снежного наката.  В качестве эксперимента в этом году  на ряде участков автомобильных дорог России будет внедрена данная технология.  В качестве противогололедных материалов там применяются как химические реагенты, так и инертные материалы. Финны в большинстве случаев используют на своих дорогах гранитную крошку, этот связано с тем, что у них данный ресурс доступен и широко применяем. На Северо-Западе России больше распространены пески, их и используют в качестве инертного материала, обеспечивающего сцепление транспортного средства со снежным накатом.

С.А. Аникин, :и.о. начальника ФКУ "Байкалуправтодор".

- Подобная технология содержания автомобильных дорог в Сибири и, в частности, на федеральных магистралях Красноярского края или Республики  Хакасия, нецелесообразна - из-за резко континентального климата, в результате которого происходит частая смена отрицательных температур на положительные, и наоборот. Также немаловажным фактором здесь является обязательное использование автовладельцами зимней резины, что, к сожалению, далеко не всегда происходит на наших дорогах.

- Какова роль метеостанций в вопросе зимнего содержания дорог и обеспечения безопасности движения? Насколько их внедрение увеличивает затраты на содержание? Оправдывают ли они себя?

В.А. Муравьев, начальник отдела организации работ по содержанию и сохранности автомобильных дорог ФКУ «Севзапуправтодор»:

- Роль систем метеообеспечения в зимнем содержании автомобильных дорог трудно переоценить. Основной задачей, которую выполняет сеть метеостанций и программный продукт, обрабатывающий информацию с них, является не только обеспечение подрядных организаций актуальной информацией о текущих погодных условиях на обслуживаемой сети дорог, но и получение оперативных прогнозов развития погодной ситуации в конкретной точке. Глубина этих прогнозов составляет 4 часа, что позволяет своевременно принимать решение о необходимости принятия тех или иных мер по борьбе с последствиями зимних капризов погоды. К сожалению, установить на каждом километре дороги метеостанцию невозможно, как правило, их устанавливают с интервалом 20-30 километров, на наиболее ответственных направлениях этот интервал может быть сокращен до 5 километров. Но, в любом случае, получить информацию о состоянии каждого метра дороги при помощи метеостанций невозможно. Для этих целей используется термокартирование дороги. Это построение математической погодной модели дороги, которая, основываясь на показаниях, установленных в ключевых местах метеостанций, с большой долей вероятности обеспечивает прогнозирование погодных условий на тех участках трассы, где нет возможности установить метеорологическое оборудование.

Информация с сети метеостанций не только помогает подрядчику своевременно выполнять работы по содержанию дороги, но и позволяет заказчику осуществлять контроль деятельности подрядной организации, оценивать своевременность и полноту принимаемых мер. 

Разумеется, создание и развитие подобной системы требует немало вложений, однако в общем объеме финансирования, выделяемого в последние годы на строительство и реконструкцию дорог, создание и развитие сети  метеостанций не приводит к заметному удорожанию строительства.

Эксплуатация подобного оборудования также не связана с большими затратами. Это обусловлено тем, что производители данного оборудования стремятся повысить его долговечность, создавать датчики, не требующие текущего обслуживания, внедрять системы автоматической очистки, максимально снижать потребление электроэнергии.
Грамотное применение полученной метеорологической информации за счет своевременности принимаемых управленческих решений в процессе выполнения комплекса работ по содержанию автомобильных дороги в зимний период позволяет снизить затраты на эксплуатацию техники и оборудования, добиться уменьшения расхода ПГМ, сократить время на ликвидацию зимней скользкости и последствий снегопадов. Все это безоговорочно окупает все те затраты, которые были понесены при создании и развитии системы метеорологического обеспечения на сети дорог.

С.А. Аникин,и.о. начальника ФКУ "Байкалуправтодор"»:

- Положительную роль метеостанций невозможно оспорить, поскольку их наличие на автодороге позволяет заблаговременно подготовиться к изменениям погоды, своевременно отреагировать на любые сюрпризы. Тем самым, несомненно, предоставляется возможность для снижения затрат на содержание дорог.

Ю.А. Полосин, заместитель начальника ФКУ Упрдор «Кола»:

- Метеостанции, установленные (начиная с 2006 года) на федеральных автодорогах, закрепленных за нашим Управлением, играют важную роль, как в ходе текущего контроля за содержанием автодорог, так и при краткосрочном прогнозировании дорожных условий. Функциональные возможности метеостанций позволяют нам оперативно получать текущую информацию о температуре воздуха и поверхности покрытия автодороги, влажности воздуха, типах и интенсивности осадков, скорости и направлении ветра, наличии противогололедных материалов на покрытии. Метеостанции позволяют скоординировать действия подрядных организаций при  ухудшении погодных условий. Как правило, совместно с метеостанциями также устанавливаются и камеры фотофиксации, которые также позволяют оценить обстановку на автодороге.

Считаем, что метеостанции безусловно себя оправдывают. Затраты на внедрение метеосистемы  в сумме общих затрат на содержание незначительные, а полученный эффект значительно превышает эту сумму.

С.В. Ручьев, начальник отдела эксплуатации и сохранности автомобильных дорог ФКУ Упрдор «Холмогоры»:

- Роль метеостанций в вопросах зимнего содержания и обеспечения  безопасности движения дорог очень высока. Именно метеостанции позволяют принимать правильные управленческие решения при содержании дорог, своевременно реагировать на изменения погодных условий, эффективно использовать имеющуюся технику, механизмы, противогололедные материалы. Капитальные вложения на данные устройства сравнительно невысоки и окупаются в течение первого года эксплуатации.

О.И. Шандрук, начальник ФКУ Упрдор "Прибайкалье":

- Основное назначение автоматических дорожных метеостанций –  своевременное информирование диспетчерских служб дорожных организаций о текущей и прогнозируемой метеорологической обстановке на автомобильных дорогах. Их внедрение позволяет эксплуатирующей организации своевременно реагировать на возможное возникновение опасных природных явлений. Дополнительно появляются только затраты на их содержание. Установка данных автоматических дорожных метеостанций полностью себя оправдывает, так они расположены на всём протяжении автомобильных дорог и позволяют в круглосуточном режиме с удаленного рабочего места контролировать их транспортно-эксплуатационное состояние.

- В Финляндии и ряде других северных стран активно применяются превентивные меры в зимнем содержании дорог. Данный метод основан на своевременном реагировании на неблагоприятный метеопрогноз. Ваша оценка такого подхода? Почему он не применяется в России?

О.И. Шандрук, начальник ФКУ Упрдор "Прибайкалье":

- Заблаговременное получение метеопрогноза крайне необходимо для организаций, занимающихся содержанием автомобильных дорог. Данный метод широко применяется в России. В частности, наше Управление в рамках заключенного с Иркутским гидрометцентром договора получает подробный метеопрогноз в постоянном режиме, а также паводковый прогноз в период весеннего половодья, прогноз температуры воздуха свыше 32°С в летний период. Дублирование информации о неблагоприятном прогнозе поступает в Управление и от регионального подразделения МЧС России. Аналогичные соглашения заключены и у подрядных организаций. Данная информация помогает им своевременно принимать необходимые меры.

Ю.А. Полосин, заместитель начальника ФКУ Упрдор «Кола»:

- Для использования превентивного метода в зимнем содержании требуется прежде всего развитая сеть метеостанций, а также знаков (табло) переменной информации на автодорогах. Данный метод, безусловно, эффективен, так как достоверная метеоинформация об ухудшении погодных условий позволяет подрядным организациям своевременно принимать меры по борьбе с зимней скользкостью, уменьшать затраты на содержание. 

В масштабах России данный метод недостаточно распространен по причине отсутствия полноценной сети метеообеспечения. Недостоверные данные метеопрогноза  (либо их отсутствие) непосредственно с участка автомобильной дороги при применении данного метода содержания может привести к отрицательному эффекту.

С учетом развития системы метеорологического обеспечения, установки большего количества метеостанций, считаем, что данный подход  может получить широкое распространение. В ФКУ Упрдор «Кола» его практическое внедрение началось в  2007 году.

В.А. Муравьев, начальник отдела организации работ по содержанию и сохранности автомобильных дорог ФКУ «Севзапуправтодор»:

- Применение такого подхода к организации работ по содержанию является полностью оправданным. Это позволяет приступить к  обработке покрытия проезжей части еще до начала выпадения осадков, что позволяет противогололедным реагентам начать работу непосредственно с наступлением неблагоприятных погодных условий. Это снижает затраты и время на ликвидацию последствий снегопада, уменьшает риск возникновения аварийных ситуаций на дороге во время выпадения осадков. Использование этого метода в России до недавнего времени не находило своего применения ввиду низкой информационной обеспеченности дорожных служб оперативной метеорологической информацией.

Однако, за последние 5 лет в этом направлении произошли кардинальные перемены. На сети федеральных автомобильных дорог России установлены сотни метеостанций, позволяющих получать своевременную и точную метеорологическую информацию, а также прогнозировать изменение погодных условий. Подрядные организации, выполняющие работы по содержанию дорог, имеют доступ к такой информации и активно используют ее, в том числе и для организации превентивных мер по борьбе с зимней скользкостью. Применение превентивных методов борьбы с гололедом требует от подрядчиков высокой квалификации кадров,  начиная от дежурных диспетчеров и водителей комбинированных дорожных машин и заканчивая мастерами и прорабами.

Важнейшим аспектом эффективности применения методов предварительной обработки покрытия является также использование современной дорожно-эксплуатационной техники зарубежного или отечественного производства.

С.В. Ручьев, начальник отдела эксплуатации и сохранности автомобильных дорог ФКУ Упрдор «Холмогоры»:

- Применение метеостанций позволяет нам заблаговременно с учетом неблагоприятного прогноза принимать оперативные управленческие решения, осуществлять предупреждающие мероприятия,  в том числе и по ликвидации зимней скользкости. Как известно, разрушению дорожного полотна способствуют частые переходы температуры воздуха  через ноль и связанные с этим процессы оттаивания/замерзания воды. Естественно, если мы своевременно проведем весь комплекс мероприятий по содержанию (удалим лишнюю влагу, снежно-ледяные отложения и обеспечим проезд транспортных средств по сухому покрытию), то тем самым обеспечим не только условия безопасности, но и сохранности дорожной одежды.

С.А. Аникин, и.о. начальника ФКУ "Байкалуправтодор"»:

- В настоящее время в ФКУ "Байкалуправтодор" завершается проектирование установки 40 метеопостов, оснащенных видеокамерами, на федеральных автомобильных дорогах Красноярского края и Республики  Хакасия. Мы уверены, что это позволит нам улучшить показатели по содержанию наших дорог и оценка эффективности использования данных метеопостов будет только положительной.

- Достаточно ли средств, на ваш взгляд, выделено в этом году на зимнее содержание дорог? Обеспечивают ли они все потребности в антигололедных реагентах?

В.А. Муравьев, начальник отдела организации работ по содержанию и сохранности автомобильных дорог ФКУ «Севзапуправтодор»:

- Начиная с 2013 года, финансирование выполнения комплекса работ по содержанию неуклонно растет и вплотную приближается к нормативному. Разумеется, это охватывает и зимнее содержание, как наиболее ответственный этап выполнения круглогодичного комплекса работ по содержанию дорог. Выделяемый объем денежных средств позволяет подрядным организациям в полном объеме закупить качественные противогололедные материалы,  обеспечить бесперебойное функционирование дорожно-эксплуатационного предприятия, планомерно производить техническое перевооружение.

Ю.А. Полосин, заместитель начальника ФКУ Упрдор «Кола»:

- Считаем, что для обеспечения безопасного дорожного движения на зимнее содержание автодорог в основном выделяется достаточное количество средств. Количество заготавливаемых противогололедных материалов полностью соответствует потребностям.

С.В. Ручьев, начальник отдела эксплуатации и сохранности автомобильных дорог ФКУ Упрдор «Холмогоры»:

- Финансирование дорог по зимнему содержанию осуществляется Росавтодором в полной мере, одним из приоритетов является обеспечение 100-процентного финансирования именно зимнего содержания, которое на Северо-Западе составляет более 70 % от общего бюджета.
Все вопросы по подготовке необходимого количества противогололёдных материалов соответствующего качества находятся под жестким контролем как Управления дорог «Холмогоры», так и Росавтодора. 

С.А. Аникин, и.о. начальника ФКУ "Байкалуправтодор":

- В настоящее время Росавтодором поставлена задача по приведению в нормативное состояние всей сети федеральных дорог до 2018 года. В соответствии с этим, финансирование содержания дорог с каждым годом приближается к 100%-ному нормативу.

На сегодняшний день в Федеральном управления автомобильных дорог «Байкал» все расчеты по потребностям и фактическая заготовка противогололедных материалов соответствует нормативным требованиям. Готовность к работе в зимних условиях - 100%. К примеру, на участок федеральной автодороги М-53 «Байкал» (Р-255) в районе Красноярска потребуется более 500 тонн соли и около 2 тысяч кубометров песка. На участок дороги М-54 «Енисей» (Р-257) со сложным рельефом в направлении Республики Хакасия  в зимний период необходимо 700 тонн соли и более 6 тысяч кубометров песка.

Также подготовлены материалы для выполнения работ по ямочному ремонту в период низких температур. Определен качественный состав  необходимого ПГМ и очередность обработки этим материалом  участков федеральных автомобильных дорог.

О.И. Шандрук, начальник ФКУ Упрдор "Прибайкалье":

- С первого января 2013 года на между Управлением и подрядными организациями заключены долгосрочные контракты на оказание услуг по содержанию подведомственной сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения сроком действия до 30 июня 2018 года. Данные контракты не содержат конкретных объемов, а предусматривают выполнение определенного набора работ в необходимом количестве для обеспечения безопасного и бесперебойного проезда автотранспорта. Таким образом, подрядные организации получают возможность планировать свою деятельность, развивать свои предприятия для получения максимальной прибыли. На сегодняшний день финансирование, предусмотренное в рамках данных контрактов, удовлетворяет потребности подрядных организаций, в том числе и на приобретение противогололедных материалов в необходимом количестве.

Законодательство
Проект распоряжения Правительства Российской Федерации о расширении морского порта Владивосток Проект распоряжения Правительства Российской Федерации о расширении морского порта Владивосток
(от 11 ноября 2014)
Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы» Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы»
(2013-2020)
Смотреть все
Мостстройпроект
Свердловская область
Мосавтодор
Московская область
РАДОР
г. Москва
БАМстроймеханизация
Амурская область
БАМстроймеханизация
Амурская область
Смотреть все
© 2008-2017 Интернет-каталог дорожного хозяйства регионов «Дороги России»
      Яндекс цитирования             Яндекс.Метрика