ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области»
460000 г.Оренбург, ул.Пролетарская, 58
Телефон: 77-57-10
Факс: 77-62-72
E-mail: oren_udh@esoo.ru
www.orendor.ru
| |
 |
Директор |
СУСОЕВ Евгений Денисович | |
|
Оренбургская область расположена в двух частях света —
Европе и Азии. Здесь сходятся транзитные пути из европейской России в Казахстан, Китай, страны
Средней Азии
и Ближнего Востока. Такое уникальное географическое положение региона предполагает повышенные требования
как к техническому состоянию автодорог,
так и к их пропускной способности
и безопасности движения. Этими требованиями
и руководствуется
в своей деятельности Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области.
Ведется крупнейшее
и значимое для региона строительство автомагистрали Оренбург—Орск—граница Челябинской области на участке обхода Орска
с мостом через
реку Урал. Ввод
в эксплуатацию данного объекта входит в основные планы области
на ближайшие годы. |
|
Визитная карточка региона
Территория Оренбургской области — 124 тысячи квадратных километров.
Население — 2150 тысяч человек; городское составляет 57%. В области — 12 городов, 25 поселков городского типа.
Протяженность сети автодорог регионального, межмуниципального значения, находящихся
в собственности Оренбургской области, и федерального значения составляет 13 678 километров, из них регионального и межмуниципального значения —
12 892 километра, на которых расположено 652 моста и путепровода (29 144 погонных метра), 8836 водопропускных труб.
Дорог с асфальтобетонным покрытием —
5117 километров (39,7%), гравийных — 7256 километров (56,3%), грунтовых — 519 километров (4%).
По протяженности дорог Оренбуржье занимает четвертое место в Приволжском федеральном округе, седьмое — по России.
На перекрестке веков
Историко-географическое положение Оренбургского края наложило характерный отпечаток на развитие дорожной отрасли. Здесь, на границе Европы и Азии, издревле пересекались купеческие караванные тропы и казацкие шляхи. В первой дорожной карте государства Московского, составленной русскими землемерами в 1627 году и получившей название «Книга Большого Чертекса», дано достаточно полное описание населенных пунктов и путей сообщения между ними в бассейне реки Урал.
Началом развития дорог в Оренбургской губернии можно считать XVII—XVIII века, когда караванные пути связывали Центральную Россию со Средней Азией, Востоком и Сибирью, через Оренбург проходил торговый путь в Индию.
В 1914 году был издан Указ о строительстве автодорог в сельской местности, об организации дорожных отделов в земствах.
До революции в Оренбургской губернии насчитывалось девять почтовых трактов общей протяженностью 1805 километров и 1460 километров проселочных дорог, которые обслуживались дорожными отделами за счет дорожных повинностей.
Развитие автодорожной отрасли Оренбургской области началось с декабря 1934 года, когда был создан дорожно-транспортный отдел при Оренбургском облисполкоме (Облдортранс).
По указанию Министерства транспорта и шоссейных дорог РСФСР в 1957 году на базе существующей МДС-22 в Оренбурге было организовано дорожно-строительное управление. С этого времени, можно сказать, взяло старт крупномасштабное строительство автомобильных дорог в области, которая стала получать дорожную технику.
В 1959-м был сдан в эксплуатацию большой мост через реку Сакмара у села Татарская Каргала. Началось строительство автодорог Казань—Оренбург и Оренбург—Уфа с мостовыми переходами через реки Каргала, Янгиз, Салмыш. С развитием газопромышленного комплекса в 70-х годах началось строительство федеральных автодорог Оренбург—Илек
и Оренбург—Самара.
Все искусственные сооружения, включая мосты, возводились силами дорожно-строительного управления. Построены дороги областного значения Оренбург—Соль-Илецк, Каменно-Озерное—Саракташ, Оренбург—Орск, дороги местного значения в Сак-марском, Тюльганском, Кваркенском, Адамовском и других районах области.
В 2002 году состоялось преобразование государственного предприятия «Оренбургавтодор»
в государственное учреждение «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области».
В результате функции заказчика и подрядчика были разделены. В настоящее время дорожное хозяйство области работает по данной модели развития.
«Европа—Западный Китай»
Протяженность границы Оренбургской области с Республикой Казахстан составляет 1876 километров (почти треть общей границы Казахстана с РФ), причем в области находится 11 пунктов перехода границы. Поэтому в рамках ФЦП «Государственная граница РФ (2003—2010 гг.)» в нашем регионе планируется обустройство на современном уровне не менее трех пунктов перехода границы, а также реконструкция ведущих к ним автодорог Оренбуржья. Это в немалой степени будет способствовать и развитию промышленности, в том числе несырьевых предприятий Приволжского и Уральского федеральных округов и предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, что позволит снизить зависимость российского бюджета от сырьевого экспорта.
Большое внимание уделяется проекту международного транспортного автодорожного маршрута «Европа—Западный Китай», проходящего через Санкт-Петербург, Казань, Оренбург, Актюбинск, Кзыл-Орду, Чимкент, Алма-Ату, Хоргос.
21 декабря 2007 года на совещании по вопросам развития регионального комплекса и межрегиональной инфраструктуры были подписаны соответствующие протоколы между министерствами транспорта России и Казахстана, а также акиматом Актюбинской и правительством Оренбургской областей.
Игорь Левитин, министр транспорта РФ, отметил, что «министерства транспорта двух стран, а также регионы соседние — Актюбинская и Оренбургская области —
должны согласовать между собой и обеспечить пропуск по новому коридору «Европа—Западный Китай».
Губернатор Оренбуржья Алексей Чернышев,
в свою очередь, указав на то, что в области «имеются дорожные и мостовые строительные организации, которые только в 2007 году освоили на строительстве и реконструкции дорог более 3,7 миллиарда рублей», выразил уверенность, что существующие карьеры «полностью обеспечат строительство участка Казань—Оренбург—Акбулак щебнем и смесью, а Орский нефтеперерабатывающий завод — битумом».
Как сообщил Серик Ахмеров, министр транспорта и коммуникаций Казахстана, «помимо реконструкции автодорог данный коридор предусматривается оснастить спутниковым навигационным оборудованием, позволяющим определить месторасположение транспортного средства и отслеживать грузопотоки; внедрить электронные средства телеметрии и видео-аппаратуры, позволяющие автоматизировать процессы управления дорожным движением, установить аварийно-вызывную связь».
Отрадно и то, что на встрече губернатора с председателем госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) Владимиром Дмитриевым было достигнуто понимание по вопросу финансирования инфраструктурных проектов области за счет средств Банка развития.
При реализации проекта объемы автоперевозок по коридору возрастут почти в четыре раза — с 900 тысяч до 3,5 миллиона тонн. Помимо грузов из Китая и Европы, это привлечет транспортные потоки из Центральной Азии.
В октябре 2006 года президентами России и Казахстана было принято решение о создании российско-казахстанского предприятия по переработке газа Карачаганакского месторождения на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода.
По целевым программам
Что касается автодорог общего пользования, то в области они развиваются по утвержденным целевым программам, разработанным с целью улучшения и доведения до современных нормативов технических характеристик автодорог, их строительства и реконструкции, повышения качества дорожных работ с использованием современной техники и новых технологий.
В последние годы увеличивается выделение средств на финансирование автодорожной сферы —
как из областного бюджета, так и в виде субсидий из федерального. В 2007 году на дороги общего пользования области из средств федерального бюджета выделено более 800 миллионов рублей, из областного —
3,1 миллиарда рублей.
В 2003—2007 годах в Оренбуржье введено в эксплуатацию 102 километра автодорог и 2265 погонных метров искусственных сооружений. Открыто движение по обходу города Бузулук, для чего потребовалось построить 29 километров современной трассы с асфальтобетонным покрытием, четыре моста и четыре путепровода общей протяженностью 813 погонных метров.
Одним из основных факторов развития села являются хорошие автомобильные дороги. Между тем 218 населенных пунктов, в которых проживают более 30 тысяч жителей области, связаны с внешним миром грунтовыми дорогами и не имеют круглогодичной связи с дорогами общего пользования. Для обеспечения населенных пунктов дорогами с твердым покрытием до 2015 года необходимы капитальные вложения в размере 10 миллиардов рублей.
В области общая протяженность дорог с асфальтобетонным покрытием не превышает 40% дорожной сети. Из 562 административных центров муниципальных образований в таких дорогах нуждаются 294.
Таким образом, необходимо проложить 3500 километров дорог с асфальтобетонным покрытием, что потребует более 35 миллиардов рублей.
Губернатор А. Чернышев инициировал программу строительства и реконструкции автодорог к хозяйствам, в которых маточное поголовье скота составляет тысячу и более голов. Выполнение программы даст толчок к развитию агропромышленного комплекса Оренбуржья.
Важнейшим фактором является и повышение безопасности на дорогах области и, как следствие, сокращение числа погибших и раненых в ДТП.
В соответствии с приоритетами государственной политики в сфере автодорог будет повышаться доступность услуг транспортного комплекса, что позволит повысить, в свою очередь, доступность услуг медицинских, культурных и образовательных учреждений, развивать аграрную промышленность. Можно сказать, что автодороги непосредственно повлияют и на улучшение демографической ситуации в области.
|